|
Основные
положения конституции Франции.
|
Вопросы
на понимание:
- Как
можно понять девиз и принцип
Французской республики?
- Демократично
ли требование залога у кандидатов в
высшие органы государственной власти?
Почему? Попробуйте привести аргументы
за и против подобной системы.
- К какой
форме государственного устройства
тяготеет Французская республика -
парламентской или президентской?
- Зачем
создаются контрольные и
консультативные органы?
- Демократично
ли обязывать граждан к участию в суде
присяжных?
- В чем
особенности территориального
устройства Франции?
|
Какие
принципы закрепляет нынешняя
французская конституция?
|
Основной
закон, действующий с 1958 г., состоит из
нескольких частей: Декларации прав
человека и гражданина 1789 г., преамбулы
конституции 1946 г., конституции 1958 г. Это
17-я конституция со времени Декларации 1789
г., состоит из 93 статей и 15 разделов.
Отсутствуют
положения о социально-экономической
структуре общества, политической
системе посвящена только одна статья о
партиях, нет раздела о правовом статусе
личности.
Конституция
1958 г. подтвердила девиз республики "Свобода,
равенство и братство" и провозгласила
принцип "Правление народа, по воле
народа и для народа" (эта формулировка
впервые была провозглашена официально в
ХIХ веке в США). По форме правления
Франция - полупрезидентская,
полупарламентарная республика; по
территориально-политической - сложное
унитарное государство.
|
В
чем состоят особенности избирательной
системы?
| Активным
избирательным правом обладают все
граждане с 18 лет. Право быть выбранным в
нижнюю палату парламента получают с 23
лет, а в верхнюю - с 35 лет (пассивное
избирательное право). Для президента
минимальный и максимальный возраст не
устанавливается (совпадает с условиями
выборов в нижнюю палату). Для кандидатов
в депутаты и президенты существует
избирательный залог, который не
возвращается, если претендент получил
менее 5% голосов. Выборы проходят по
мажоритарной системе (голосование не по
партийным спискам, а по определенному
кандидату, который побеждает по
большинству проголосовавших за него
граждан - абсолютному 50%+1 голос или
относительному). |
Как
действует законодательная власть? | Парламент
состоит из двух палат. Нижняя -
национальное собрание, избирается на 5
лет, 557 депутатов от метрополии и 22 от
заморских территорий. Верхняя - Сенат,
избирается на 9 лет и состоит из 321
депутата. До 1995 г. депутаты были
неприкосновенны, даже если их действия
были наказуемы по закону. Сейчас их
можно арестовать в случае совершения
уголовного преступления, а в других
случаях требуется разрешение
парламента.
Парламент
не принимает предложение депутата, если
оно требует увеличения расходов или
уменьшения доходов государства.
Используются следующие меры контроля за
правительством: вопросы к министрам на
пленарном заседании; проверка
государственных служб и
государственных предприятий;
образование следственных комиссий;
прием петиции и жалоб на органы
управления; вынесение резолюций
порицания; отказ в доверии и др. Институт
импичмента отсутствует. Сессии
проводятся ежегодно в течение 9 месяцев
с начала октября по конец июля. |
Каково
устройство и функции исполнительной
власти? | Президент
республики занимает главное место в
системе органов государства: следит за
соблюдением конституции, является
гарантом национальной независимости,
территориальной целостности,
соблюдения международных договоров,
функционирования публичных властей и
преемственности государства. Он может
распустить Национальное собрание (не
чаще одного раза в год), ввести в стране
чрезвычайное положение и даже
президентскую диктатуру, назначать
премьер-министра и министров, смещать их
со своих постов, передавать некоторые
вопросы на референдум, обращаться с
посланиями к парламенту,
председательствовать по своему
усмотрению в правительстве, обращаться
в Конституционный суд, ратифицировать
международные договоры, осуществлять
помилование.
Правительство
Франции - Совет министров (состоит из
премьер-министра и министров, в 1997 г. их
было 32). Вице-премьера во Франции нет.
Правительство должно после своего
формирования получить доверие
парламента. Каждый министр имеет свой
кабинет (не более 10 чел.). Также
существует множество контрольных и
консультативных органов, оказывающих
помощь парламенту и правительству.
Среди них можно выделить следующие:
Высший совет магистратуры (ведает
назначением, смещением и
ответственностью судей), Экономический
и социальный совет (экспертные
заключения о планах экономического и
социального развития), Государственный
совет (конституционный контроль),
Счетная палата (контроль за исполнением
бюджета) и др. |
|
|